Петрович Светлана Александровна, воспитатель

Доклад «Игротерапия» (применение игровых технологий в практической деятельности).

 У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

 А. С. Макаренко

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. К тому же игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте,  в котором у ребёнка формируются многие личностные качества, и от того, как они будут заложены, зависит всё его дальнейшее развитие.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и  умение общаться с другими детьми.

С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивность и агрессию.  В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

  Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую  выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для его развития  и создания положительной атмосферы сотрудничества с педагогом.

Исходя, из собственного опыта работы в дошкольном учреждении хочу отметить, что в настоящее время в детских садах увеличилось количество тревожных детей, детей отличающихся неуверенностью, повышенным беспокойством, и эмоциональной неустойчивостью. Именно поэтому всё большее значение приобретает игровая терапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, стержень, которого — игра.

Цель игровой терапии — предоставить возможность дошкольнику «пережить» в игре волнующие его моменты при внимании, участии и поддержке воспитателя.

Игротерапия – несёт в себе следующие функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Функции перекликаются между собой и осуществляются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре и представляют собой обыгрывание какого-либо сюжета.

В своей практике по данной теме, я использую с детьми различные игровые ситуации: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить причины и проблемы поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения. Использую игротерапию с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, низкой успеваемости на занятиях, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников).

На прогулках играю с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры. Они помогают  снизить у детей эмоциональное напряжение («Снеговик»,  «Мороженое», «Лимон», «Шишки» и другие игры).

В детском возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые, ребёнком с песком успокаивает его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.

Игры на вытеснение страхов у детей:

- «Прятки» - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения.

- «Лохматый пес» - на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе.

-  «Баба-Яга» -  на преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия и  т. д.

Хочу предложить несколько игровых ситуаций, которые помогут педагогам узнать, что нравится их воспитанникам, что их волнует. Используя методы игровой терапии можно корректировать поведение играющих ребят, направлять его в нужное русло. Также с помощью этого метода можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию, порой даже устранить появляющуюся психическую травму.

Игра «Волшебная коробка».

Утром во время приёма беседую, с детьми узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней. ( Педагог может проделать со своими чувствами тоже).

Игра «Подарок».

Дети сидят в кругу. Предлагаю ребятам подарить своему другу подарок, но не настоящий, а как бы сказочный. Играющим нужно руками изобразить, этот подарок, преподнести его товарищу улыбаясь, говоря при этом что-то приятное, доброе. Когда все дети получат подарки поинтересоваться, что им подарили и уточнить, насколько верно они это поняли. Вариантом игры может быть использование в качестве описания подарка не точное название предмета, а название его свойства. Например: «Мой друг подарил мне подарок, этот подарок круглый и мягкий».

Игра «Ладошки».

Для проведения этой игры нужны фломастеры и листы бумаги. Дети сидят за столами, объясняю, что нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и обвести ладонь по контуру. Затем предлагаю на каждом, изображённом на бумаге пальце нарисовать (написать) что-то хорошее о себе. После собираю «ладошки». Показываю (читаю) их ребятам, а они отгадывают, чья это «ладошка».

Таким образом: игра для ребёнка – то же что, для взрослого речь. Она позволяет ребёнку замещать игровые действия символами, которые малышу заменяют слова. И в дошкольном возрасте у малышей накапливается уже достаточно большой игровой опыт, который детям трудно выразить словами. Вот поэтому ребёнок и использует игру, чтобы показать, донести до партнёра по игре свои внутренние чувства. Играя, ребёнок  действует, самостоятельно использует различные способы поведения, свободно выражает свои желания, чувства, свои представления.

Игротерапия - это наука, которая открывает естественный путь для налаживания диалога ребёнка-дошкольника с педагогом.

12 октября 2015 в 21:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.