Петрович Светлана Александровна, воспитатель

Проект "Игровой самомассаж" (для детей старшего дошкольного возраста)


Актуальность 

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является  самомассаж.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

Цель проекта:

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

- научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

- сформировать привычку к здоровому образу жизни;

- привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

Задачи проекта:

- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

- общеукрепляющее воздействие  функциональные системы ребенка;

- нормализация  тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

- улучшение функционального состояния  центральной нервной системы;

- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

- укрепление здоровья дошкольников.

Предполагаемые результаты: 

- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;

- позитивные изменения в развитии детей;

- познание себя через окружающий мир;

- формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;

- знакомство с правилами здорового образа жизни.

 

Сроки и этапы реализации проекта: проект долгосрочный (сентябрь-май).

  Организационный этап:

-определение цели и задач  проекта, составление плана мероприятий;

- предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей.

- оформление уголка  для родителей.

Основной этап:

- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

- формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов.

Заключительный этап: 

Анализ проведенной деятельности, создание фотовыставки «Сам себе массажист», анкетирование удовлетворенности родителей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Тип проекта:  по доминирующему методу (игровой), по количеству участников (групповой), продолжительности (долгосрочный).

Реализация основного этапа проекта.

Месяц, тема

Содержание работы

Сентябрь

v Беседа с детьми о пользе массажа.

v Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, козелок и т.п.)

v Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников».

v Закрепление частей тела в игровой форме.

v Беседа с детьми «Сам себе массажист».

v Обучение приемам самомассажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

Октябрь

v «Утка и кот» - массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

v Разучивание песни Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

v «Дождик» - массаж спины друг другу под песню Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

v «Чтобы не зевать от скуки» - оздоровительный самомассаж всего тела.

v «Летели утки» - самомассаж лица.

v « Гусь » - самомассаж пальцев рук.

v Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук".

v «Наши ушки» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

Ноябрь

v «Кто пасется на лугу» - массаж спины друг другу.

v «Божьи коровки» - самомассаж ног.

v «Черепаха» - самомассаж тела.

v Беседа с детьми на тему «Сохранить и укрепить зрение».

v «Ириски от киски» - самомассаж глаз (по китайской медицине).

v «Наши глазки» - самомассаж глаз (по методике йогов).

v «Пироги» -  самомассаж тела.

Декабрь

v Памятка для родителей «Самомассаж – профилактика  простудных заболеваний.

v «Вот какая борода» - самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

v «Тучка » - самомассаж тела.

v «Белый мельник» - самомассаж лица для профилактики простудных заболеваний.

v «Лиса» - гимнастика для глаз.

v «Солнышко» - гимнастика для глаз.

v «Дедушка Егор» - гимнастика для ног (профилактика  плоскостопия).

Январь

v «Наши ножки» - самомассаж рефлекторных зон ног.

v «Зайка» - самомассаж  носа.

v Разучивание песни М. Красева «Медведюшка».

v «Медведюшка» - гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»).

v «Часовой» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

v «Снежинки» - гимнастика для глаз.

v « .По таинственной дороге» - гимнастика для стоп.

Февраль

v «Снегопад» - гимнастика для глаз.

v «Колобок» - упражнение для профилактики плоскостопия.

v «Наши спинки» - массаж спины друг другу, с целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

v «Плотник» - самомассаж рук.

v «Мы устали» - упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении.

v «Петух» - упражнения для мышц шеи.

v «Прогулка» - упражнения для профилактики плоскостопия.

Март

v Разучивание стихотворения «Подарок маме».

v «Подарок маме»- самомассаж пальцев рук.

v «Дождик» - гимнастика для глаз.

v «Наши ножки» - самомассаж стоп.

v Самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок.

v Памятка для родителей «Самомассаж с помощью шарика Су-Джок».

v Сухие бассейны – небольшие ёмкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой.

Апрель

v «Озорные мишки» - самомассаж профессора Ауглина.

v Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша.

v «Шары – шалуны» - воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки).

v Самомассаж рук с помощью бумаги.

v  «Борода» - самомассаж биологическиактивных зон.

v Расслабляющий массаж (для снятия физического и эмоционального напряжения).

v Консультация для родителей «Закаливаемся с помощью игрового самомассажа».

Май

v «Бабочка» - упражнение для подвижности голеностопного сустава.

v «Липы» - гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы).

v «Цветочек и бабочка» - самомассаж пальцев рук.

v «Лес зеленый» - самомассаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз).

v «Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней щёткой для волос.

v «Здравствуйте, пальчики!» - самомассаж пальцев ног.

v «Ёжик» - самомассаж головы.

v Фотовыставка в уголке для родителей «Сам себе массажист».

 

Определение тем для новых проектов.

1.  «Точечный массаж для детей».

9 октября 2015 в 02:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.